Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Центр социально-гуманитарного образования

Лицензия Министерства образования и науки Республики Татарстан №5386 от 26.02.2014

(843) 514-72-55 (приемная комиссия)

Одной из задач реализуемого проекта «Дорога к пониманию» является повышение уровня знаний и навыков родителей в области психологии (способность слышать, понимать и поддерживать подростка). Значимая характерная особенность подросткового возраста - переориентация общения с родителями, учителями и сверстниками: подростки стараются высвободиться из-под опеки взрослых и самоутвердиться в среде сверстников. В то же время они не способны в полной мере обеспечивать свою безопасность, решать психологические проблемы, строить отношения, выходить из конфликтных ситуаций. А родители  зачастую не обладают достаточными знаниями и навыками поведения в подобной ситуации, срабатывает стереотип, что ребенок должен сам решать свои проблемы.  

Онлайн-мониторинг, проведенный среди родителей сельских школ-участников проекта,  показал, что у более 30% опрошенных имеется  напряженность в отношениях с детьми. Чувствуют себя виноватыми в некоторых конфликтных ситуациях 62% родителей, 40% родителей на некоторые поступки ребенка  реагируют излишне эмоционально и  потом жалеют об этом.  В первую очередь  это связано с отсутствием  навыка выбора адекватной  стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также  неумением выстроить процесс  саморегуляции.  

Так же было выявлено, что более 60% родителей используют свою интуицию и свой опыт  в воспитании, но   нужно четко дифференцировать, что есть интуиция и какой опыт получил родитель? И приведет ли опыт и интуиция к положительным, конструктивным результатам во взаимоотношениях с детьми? Важно проанализировать этот процесс. Кроме того каждый пятый из опрошенных родителей (22%) отметил, что часто пользуется советами друзей в воспитании ребенка. Но и здесь нужно учитывать, что чаще всего советы основаны не на научных знаниях психологии и возрастных особенностей подростков, а на житейских ситуациях и на личном опыте друзей. Непрофессиональная помощь может нанести еще больший вред,  привнести  деструктивный аспект во взаимоотношения родителей и детей.

Полученные данные мониторинга учитываются в проводимых в рамках реализации Проекта мероприятиях с родителями, которые организуются на базе общеобразовательных школ, где учатся их дети. На интерактивных лекциях «Современный подросток: кто он?» родители знакомятся с эмоционально-психологическими особенностях подросткового возраста, их проявлениями. Психологический практикум «Дорога общения» нацелен на  овладение родителями способами бесконфликтного общения со своими детьми, в том числе, через решение психологических задач в предлагаемых ситуациях. Каждый родитель получает буклет «Трудности, с которыми сталкиваются подростки».

По окончании мероприятий для желающих проводится индивидуальное психологическое консультирование. Диапазон вопросов, с которыми родители обращаются к психологу, достаточно широк: трудности в учебе,  навязчивые страхи и повышенная тревожность, ребенок не может контролировать свои эмоции и т.д. Проводит  индивидуальные консультации практикующий психолог, кандидат психологических наук Шмелева Снежана Александровна.

Предварительный анализ  привлечения родителей подростков к участию в проекте  и их отзывы о проведенных мероприятиях свидетельствует о высокой востребованности психолого-педагогического сопровождения и необходимости системной работы в этом направлении.

 

WhatsApp_Image_2022-04-15_at_10.45.18.jpeg