Одной из задач реализуемого проекта «Дорога к пониманию» является повышение уровня знаний и навыков родителей в области психологии (способность слышать, понимать и поддерживать подростка). Значимая характерная особенность подросткового возраста - переориентация общения с родителями, учителями и сверстниками: подростки стараются высвободиться из-под опеки взрослых и самоутвердиться в среде сверстников. В то же время они не способны в полной мере обеспечивать свою безопасность, решать психологические проблемы, строить отношения, выходить из конфликтных ситуаций. А родители зачастую не обладают достаточными знаниями и навыками поведения в подобной ситуации, срабатывает стереотип, что ребенок должен сам решать свои проблемы.
Онлайн-мониторинг, проведенный среди родителей сельских школ-участников проекта, показал, что у более 30% опрошенных имеется напряженность в отношениях с детьми. Чувствуют себя виноватыми в некоторых конфликтных ситуациях 62% родителей, 40% родителей на некоторые поступки ребенка реагируют излишне эмоционально и потом жалеют об этом. В первую очередь это связано с отсутствием навыка выбора адекватной стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также неумением выстроить процесс саморегуляции.
Так же было выявлено, что более 60% родителей используют свою интуицию и свой опыт в воспитании, но нужно четко дифференцировать, что есть интуиция и какой опыт получил родитель? И приведет ли опыт и интуиция к положительным, конструктивным результатам во взаимоотношениях с детьми? Важно проанализировать этот процесс. Кроме того каждый пятый из опрошенных родителей (22%) отметил, что часто пользуется советами друзей в воспитании ребенка. Но и здесь нужно учитывать, что чаще всего советы основаны не на научных знаниях психологии и возрастных особенностей подростков, а на житейских ситуациях и на личном опыте друзей. Непрофессиональная помощь может нанести еще больший вред, привнести деструктивный аспект во взаимоотношения родителей и детей.
Полученные данные мониторинга учитываются в проводимых в рамках реализации Проекта мероприятиях с родителями, которые организуются на базе общеобразовательных школ, где учатся их дети. На интерактивных лекциях «Современный подросток: кто он?» родители знакомятся с эмоционально-психологическими особенностях подросткового возраста, их проявлениями. Психологический практикум «Дорога общения» нацелен на овладение родителями способами бесконфликтного общения со своими детьми, в том числе, через решение психологических задач в предлагаемых ситуациях. Каждый родитель получает буклет «Трудности, с которыми сталкиваются подростки».
По окончании мероприятий для желающих проводится индивидуальное психологическое консультирование. Диапазон вопросов, с которыми родители обращаются к психологу, достаточно широк: трудности в учебе, навязчивые страхи и повышенная тревожность, ребенок не может контролировать свои эмоции и т.д. Проводит индивидуальные консультации практикующий психолог, кандидат психологических наук Шмелева Снежана Александровна.
Предварительный анализ привлечения родителей подростков к участию в проекте и их отзывы о проведенных мероприятиях свидетельствует о высокой востребованности психолого-педагогического сопровождения и необходимости системной работы в этом направлении.