Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Центр социально-гуманитарного образования

Лицензия Министерства образования и науки Республики Татарстан №5386 от 26.02.2014

(843) 514-72-55 (приемная комиссия)

Некрасов А.Ю - Руководитель проекта

Агрессивное поведение подростков - одна из актуальных проблем, волнующих современное общество. Подростки в силу возрастных особенностей часто не способны обеспечивать свою безопасность, решать психологические проблемы, строить отношения, выходить из конфликтных ситуаций. Но разрабатывая и реализуя проект, команда Центра рассматривала целевой аудиторией не только подростков, но и взрослое окружение: родителей и педагогов. Для этой категории кроме цикла обучающих мероприятий (семинаров, интерактивных лекций), были проведены и тренинги, на которых полученные знания были трансформированы в практические навыки и умения.

Анкетирование, проведенное на первом этапе реализации проекта, позволило сделать определённые выводы об имеющихся профессиональных дефицитах педагогов, определить болевые точки во взаимоотношениях подростков и их родителей. Не смотря на то, что в основном проблемы носят системный характер, но в то же время в каждой школе - участнике проекта,  находились моменты, которые требовали особого адресного внимания.

Обратная связь от участников проекта была налажена в формате круглых столов, где организаторам важно и интересно было услышать мнение практиков - педагогов и родительской общественности - об эффективности мероприятий проекта и перспективах дальнейшего взаимодействия. Основной вывод, к которому пришли и организаторы и многие участники проекта - в работе с педагогами приоритетным направлением должно стать проведение обучающих курсов и семинаров по формированию и совершенствованию психолого-педагогическим компетенций. И мы обязательно доведем наше мнение до муниципальных органов управления образованием и Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Проект «Дорога к пониманию» завершается, но работа по всем направлениям проекта будет нами продолжена. Уже сейчас мы запланировали на сентябрь мастер-классы по проведению психологических тренингов. 

 Нотфуллина Г.Р.-  координатор работы с педагогами  (модератор практикума для родителей)

Родителям и педагогам важно научится контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение или растерянность. Взрослым нужно понимать природу этих негативных переживаний, понимать характер, силу  возобладавших над ними чувств. И если мы, взрослые не подкрепляем агрессивное поведение ребенка своими отрицательными эмоциями, и демонстрируем, как нужно взаимодействовать, то  сохраняем с подростками хорошие отношения, и получаем реальный шанс снизить  уровень их агрессивности.

 Фатхуллина Л.В. – координатор работы с родителями (интерактивная лекция для школьников)

Родители могут  играть более позитивную и активную роль в жизни подростков. Они должны оставаться рядом и быть более эмоционально связанными с подростками. В самые бурные годы своего развития, подростки нуждаются в руководстве, поддержке, хорошем примере и, прежде всего, в понимании! Но для этого родители должны быть готовы принять подростка с его перепадами настроения, с проявлениями агрессии, с зачастую неадекватным поведением. Родителями важно  уметь справляться с негативным настроением ребенка и иметь практические навыки выхода из конфликтных ситуаций. К сожалению, при реализации мероприятий проекта большую активность проявляют мамы подростков, а папы трудно идут на контакт. В дальнейшем важно проломать мероприятия, адресованные именно папам.

Валькова Т.А. - координатор работы с подростками

Подростки в силу своих возрастных особенностей не уверены в себе и мире, они недоверчиво приглядываются к взрослым, своему окружению. А родители хоть и главная, любимая, но  одновременно и раздражающая часть их жизни. Как услышать и понять друг друга? Понимание – основополагающий аспект в выстраивании отношений с подростками. Организовывая мероприятия с подростками, мы не столкнулись не с отрицанием, не с отказом принять в них участие. Поначалу любопытство, а затем и подлинный интерес ребят стали характерными факторами реализации проектных мероприятий в  разных школах. Подростки принимали самое активное участие в тренингах, записывались на индивидуальное консультирование к психологу, эффективно взаимодействовали с ведущими интегративных лекций. Это еще раз доказывает, что психолого-педагогическое сопровождение учащихся очень востребовано и специалист -психолог должен быть в каждой школе. Очевидно, что проблемы, характерные для подросткового возраста, не становятся менее значимыми от того, что школа небольшая по численности учащихся и в ней не предусмотрена ставка педагога-психолога.

 Шмелева С.А.- модератор тренингов для подростков

Тренинг  –  это  активный и,  на мой взгляд, наиболее эффективный метод. Есть знания, а есть умения и навыки. Для их приобретения нужна активность. Проявляя активность можно быстрее научиться определенным компетенциям,  проработав их в группе, паре, пропустив через себя. 

Кроме того важен  эмоциональный результат  в виде душевного следа, яркости, эмоциональной насыщенности, переживаний (возможно и положительных и отрицательных). В общем,  наполнением не только умениями и навыками, но и  энергией, ресурсами.

Хочу отметить особенную активность и желание участвовать в тренинге у подростков. Подчеркну, что согласно правилам,   участие в тренинге для всех было строго добровольным.  Так, что данные проявления желания и активность   следует использовать при решении проблем-задач возникающих в образовательном процессе.

Петрова Н.М. – модератор тренингов для родителей и детей

Комфортная дорога предполагает двустороннее движение. Поэтому проектом «Дорога к пониманию» предусмотрено, что участниками мероприятий должны стать как подростки, так и взрослые. Только взаимное желание услышать и понять друг  друга, вместе научиться находить выход из сложных ситуаций может дать положительный эффект и помочь ребенку не оступиться и социализироваться в обществе.

Тимонина М.Г. - модератор тренингов для педагогов

Профессия педагога имеет огромную социальной значимость, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение и воспитание ребенка, но и за его психическое здоровье. Общество ждет от учителя способность корректировать различные социальные проблемы,  умение вооружить учащихся знаниями и навыками, способствовать их моральному и этическому развитию. В результате на педагога падают нагрузки, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. И чтобы справиться с этими нагрузками педагог должен владеть приемами и способами саморегуляции и восстановления себя. Поэтому тренинги по профилактике и  снижению «эмоционального выгорания» у педагогов должны проводиться на системной основе. От здоровья педагога во многом зависит и здоровье ученика.

Мантонина О.И. – ведущий обучающих семинаров для педагогов

ФГОС регламентирует достижение каждым учеником образовательных результатов трех уровней: личностных, предметных и метапредметных,  и наиболее непростая ситуация возникает именно с личностными и метапредметными результатами. Обучать предметным знаниям педагоги умеют и системно повышают свою квалификацию по данному направлению. А вот управлять личностным развитием обучающегося у педагогов получается не всегда. Это под силу педагогу, обладающему  психолого-педагогическими компетенциями. Наш Проект во многом помогает решать задачу по ликвидации дефицита этих  компетенций, что в итоге способствует процессу психологического развития и социализации школьников, профилактике деструктивного поведения.

 

Screenshot 26