Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Центр социально-гуманитарного образования

Лицензия Министерства образования и науки Республики Татарстан №5386 от 26.02.2014

(843) 514-72-55 (приемная комиссия)

Сохранение и возрождение культурных традиций народа, приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям, обращение к накопленному опыту предков и использование его в современной жизненной практике – одни из актуальных задач воспитания, стоящих перед педагогом. На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях Республики Татарстан накоплен огромный материал по истории, этнографии и фольклору своего края, представляющий как огромный научный, так и практический интерес. Активную творческую деятельность ведут фольклорные коллективы, музеи, созданные на базе школ силами педагогов-энтузиастов и детей. mnt1Учитывая огромный интерес к традиционной культуре, который существует в обществе на сегодняшний день, актуальность использования ее форм и элементов в учебно-воспитательном процессе, «Центр социально-гуманитарного образования» реализует проект «Мастерские народного творчества». В рамках данного проекта представлены мастер-классы, направленные на освоение традиционных ремесел (ткачество, вышивка, кружевоплетение, создание традиционного костюма, резьба по дереву, лозоплетение и др.), а также практических форм музыкального фольклора, народного театра, обрядовых действий с целью дальнейшего их применения в досуговой, внеурочной деятельности учреждений: проведение праздников (Масленица, Сабантуй, Корга боткасы, Сороки, Гырод быдтон, Уяв, Балтай и др.), забав (народные игры), молодежных увеселений (вечерки).

Первая мастерская посвящена ткачеству, основному виду женского ручного труда. Во многих школьных музеях имеются ткацкие станы, переданные жителями села на хранение в качестве экспонатов. Но мало кто владеет знаниями работы на нем. Как можно «оживить» экспонат, научить традиционному, имеющему тысячелетнюю историю, ремеслу современных подростков, использовать его в практике для создания оригинальных, эксклюзивных предметов текстиля, расскажет Н.Н. Куракина.

mnt2«Мастерская народного ткачества», руководитель мастерской – Куракина Наталия Николаевна, заведующая краеведческим этнографическим музеем МБОУ «Убеевская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан, постоянный организатор мастер-классов по традиционному ткачеству, действующих в рамках таких известных фестивалей, как: международный фестиваль этнической музыки «Крутушка», всероссийский фестиваль русского фольклора «Кузьминки» и др. Под ее руководством вы познакомитесь с процессом ткачества на традиционном ткацком станке; научитесь правильно рассчитывать основу; приобретете навыки снования, заправки двухремизных и многоремизных станков; научитесь ткать элементарное сукно, половики из ниток и отрезков ткани. Для тех, кто уже владеет навыками работы на ткацком станке, предлагаем научиться ткать пестрядь, а также овладеть сложными техниками изготовления ткани: выборное и бранное ткачество

Уважаемые посетители сайта!

В рамках проекта «Мастерские народного творчества» «Центр социально-гуманитарного образования» начинает публикацию заметок, подготовленных на основе материалов, собранных нашими сотрудниками в ходе проведения фольклорно-этнографических экспедиций в районах Республики Татарстан, и посвященных традиционной культуре народов, проживающих на территории республики. Первое эссе посвящено проведению праздника Масленицы в русских селах Лаишевского, Пестречинского и Высокогорского районов нашей республики.

МАСЛЕНИЦА

Масленицу начинали праздновать или, как говорят народные исполнители – «гулять», со среды (с. Высокая Гора) или с четверга. Что же делали на масленицу? Обобщая сведения, полученные в ходе многолетней экспедиционной работы, данный обрядовый комплекс имеет следующую структуру: пролог к масленице, встреча и проводы масленицы, послесловие.

Так, своеобразной прелюдией было воскресенье накануне масленичной недели – «маленькая масленица» (п. Пестрецы) – когда последний раз ели мясную пищу.

Собственно масленичная неделя знаменовалась тем, что начинали печь блины, варить пиво (п. Нармонка). Причем первые четыре дня ели блины с молоком, а в оставшиеся дни только с маслом (с. Черемышево). Около какого-либо двора или в центре деревни делали карусель (д. Бимеря, с. Высокая Гора).

Масленицу встречали с песнями, ходили вдоль села или деревни (с. Астраханка). Собственно праздником считались три последних дня масленичной недели. В течение этих дней катались: с гор на санках, а также в возках на лошадях по улицам села или деревни, могли ездить и в соседние поселения. Катания на лошадях начинались с пятницы, при этом сбруя, оглобли украшались полотенцами и лентами. Парни катали девушек или отец мог катать незамужних дочерей (с. Высокая Гора). Также на лошадях обязательно катали детей (д. Тангачи). Имеется редкое, но очень важное упоминание о том, что в масленицу девушки наряжали репей и возили его с собой во время катания на лошадях (д. Каипы). Репей – вид «свадебного дерева», который во время свадьбы олицетворял или являлся символом девичества. Репей украшался лентами, цветной бумагой, бумажными цветами. Также, с репьем девушки шли по селу во время семика – «девичьего праздника».

Во время катания могли исполняться песни, приуроченные к масленице. В песенной традиции северо-западных районов республики текстами, звучащими в масленичный период, были следующие: «Где хожу я, где гуляю, грустно сердцу моему» (с. Чепчуги); «Вы не дуйте, ветерочки» (д. Бимеря); «Ты соловушка лесной, не пой рано весной» (д. Сосновка); «Не велят Маше за реченьку ходить», «Ты подуй, мать погодушка» (сс. Старое Чурилино, Шихазда, Тогашево, д. Арышхазда); «Свистит свисток унылый» (д. Чулпаново), «Голубка россизенька, скажи, где была» (с. Бима). Все упоминаемые песенные типы относятся к жанру лирических песен.

Существовали особые действия, выполнение которых было связано и направлено на молодоженов – молодые пары, вступившие в брак в один из предшествующих масленице мясоедов – осенний или зимний. Для них это была первая масленица. В среду или в четверг (п. Шапши) теща ходила к зятю и приглашала его и его родных «на блины». В четверг (пятницу) молодые приезжали в гости. Теща мазала зятю голову маслом. В воскресенье молодых валяли в снегу, зарывали в него, «чтобы жили богато» (с. Высокая Гора). Или, молодашка стояла на горе, а молодого парни валяли в снегу (с. Старое Чурилино). Вспоминают, что парни той деревни, откуда взяли невесту, просили за нее на масленице выкуп – деньгами или вином (п. Нармонка).

Особо выделялся последний день масленичной недели – прощеное или «закатально», «закатно» воскресенье (сс. Старое Чурилино, Высокая Гора). В этот день гуляли до двух часов дня. Одним из ярких и основным действием является зажигание огня. Надо заметить, что сжигание чего-либо являлось знаком проводов масленицы. И провожали масленицу уже в другой конец села (с. Астраханка). Могли жечь солому вдоль улицы; жгли солому снопом, поставленную на снег или насаженную вязанкой на шест; зажигали колесо (д. Средняя Ия); раскладывали костры за деревней, на горе. Причем в костре сжигались все пришедшие в негодность вещи, накопленные в хозяйстве за год. Около костров могли кричать: «Прощай, масленица!» Есть упоминание, что костры за деревней жгли только парни.

Также одним из запоминающихся атрибутов последнего дня масленицы было чучело, или кукла, (дд. Бимеря, Сосновка, Чулпаново, Средняя Ия, Большие Дертюли), которое изготавливали из соломы заранее (за три дня), делали похожим на человека, и после того как его проносили вдоль дороги, - тоже сжигали.

Очень интересным событием последнего дня являлось вождение хороводов. Исполнители так и говорили: «на масленицу» или «в прощеное воскресенье играли хороводы» (д. Шуман). В середине хоровода жгли солому (п. Чернышевка), а около него «купали» в снегу молодых (п. Шапши). К сожалению, нет ни одного упоминания о текстах хороводных песен.

Послесловием этого радостного периода был «чистый понедельник» - первый день Великого Поста. В «чистый понедельник» парни «купали» в снегу девушек (п. Шапши). В этот день топили баню; скоромную пищу, оставшуюся после праздника, отдавали в соседние татарские деревни (с. Рождествено).