С целью получения обратной связи о ходе работы по преодолению речевых нарушений по результатам анализа «Карты наблюдения» прошел цикл онлайн-встреч с родителями и воспитателями ДОУ – участниками проекта. Встречи были посвящены нейропсихологическим основамразвития речи ребенка, так как речь, как одна из высшихпсихических функций, имеет системное, сложное, многоуровневое строение и опирается на функциональную мозговую систему.
Первая тема обсуждения:«Речь и 1-й функциональный блок мозга», (отвечающий засформированность врожденных речевых и языковых способностей (дыхание, мышечный аппарат, работа зрительного и слухового анализаторов).
Для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятий, памяти, преодоления многих неблагоприятных явлений, таких как: гипертонус и гипотонус, телесных установок, вредных привычек (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей), синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т.д.).
Модератор провела практическое занятие по отработке упражнений по коррекции развития 1 блока мозга: дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, блок глазодвигательных упражнений, тренировка мышц речевого аппарата.
На следующем занятии была рассмотрена тема «Речь и 2- й функциональный блок мозга» (отвечающий за формирование речевых навыков (связная речь), формирование межполушарных ассиметрий,формирование доминантного полушария, доминирующей руки).
Для развития 2 блока мозга необходимо развивать психические функции: тактильное, зрительное, слуховое восприятие, память, пространственные представления и речь.
Практическая часть занятий была посвящена закреплению умений по проведению игр и упражнений, направленных на развитие 2 блока мозга:
• тактильные и кинестетические (рисунки на спине, на ладонях, игра с палочками, ощупывание фигурок);
• зрительные (разрезные картинки, лабиринты, загадочные рисунки);
• пространственные (конструирование и копирование, графические диктанты).
Речь и 3-й функциональный блок мозга– тема третьего занятия с родителями и воспитателями.
Блок программирования, регуляции и контроля над протеканием психической (сознательной) деятельности. Свободное владение речью, как инструмента программирования своего поведения окружающих. (Межполушарные взаимодействия на уровне мозолистого тела).
Для развития 3-го функционального блока мозга необходимы игры и упражнения, направленные на формирование навыков внимания, целеполагания, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.Родителям был рекомендован цикл таких игр, воздействующих на двигательную функцию. Это даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер. Его называют «эффектом ненаправленной коррекции», что говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
#ФондПрезидентскихгрантов #ШколадляродителейДиалог