Познавательно-речевое развитие детей. Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями речи
МАДОУ «Детский сад № 337 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани работает в режиме сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС совместно с НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» и другими участниками сетевого взаимодействия.
Выполняя основную задачу экспериментальной площадки ФИРО по распространению опыта экспериментальной деятельности, педагоги МАДОУ «Детский сад № 337» осознают, что участие в экспериментальной работе – это прекрасная возможность профессионального самосовершенствования, в частности, в развитии научно-исследовательской компетентности. Кроме того, данный вид педагогической деятельности позволяет широко представлять общественную значимость своей работы, а также способствует разрешению сугубо практических проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности.
Современные дети развиваются в новых социально-экономических условиях, которые не всегда позитивно отражаются на их первичной социализации, а также на психологической готовности к школе. Так, неблагоприятными социальными факторами выступают большая занятость родителей на работе, дефицит материальных и социальных ресурсов (доход, образование, культура), снижение уровня родительской ответственности, изменение социальных ролей бабушек и дедушек, гаджет-зависимость родителей и детей, «мозаичность сознания», внедрение инклюзивного образования. Отметим, что развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников способствует становлению культуры речи, что, безусловно, благоприятно отражается на развитии детей в целом. Познавательно-речевое развитие является значимым в контексте адаптации ребенка в дошкольном коллективе, а навыки общения являются бесценным ресурсом, определяющим будущую успешность в жизни. Поэтому выбор темы экспериментальной работы данной площадки «Познавательно-речевое развитие детей. Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениями речи» актуален.
Экспериментальная работа осуществляется на базе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), которая разработана на основе ФГОС ДО и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в дошкольных образовательных организациях (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Коллективом педагогов ДОУ были определены задачи экспериментальной деятельности: провести исследования уровня развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста; разработать и внедрить программу развития познавательно-речевых процессов дошкольников; представить образовательную практику, построенную на авторских идеях и технологиях.
В настоящее время учеными и педагогами-практиками уделяется особое внимание уточнению содержания различных аспектов познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста, а также поддержке и формированию инициативы общения ребенка с другими детьми, педагогами и родителями. Значимой задачей педагогов-экспериментаторов является поиск форм, различных подходов, методов работы, учитывающих особенности в физическом и психическом развитии детей с нарушениями речи для последующей коррекции недостатков.
Отметим, что в процессе познавательно-речевого развития ребенка дошкольного возраста формируются не только основные психические процессы (ощущения, восприятие, память, речь, чувства, внимание и пр.), но и его личность. Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, поэтому педагоги поощряют их высказывать свою точку зрения и развивают умение поддерживать беседу. Готовность педагогов ДОУ всесторонне на практике развивать личность ребенка посредством его включения в активное общение – это вклад в формирование социальной компетентности.
Позитивное эмоциональное общение с родителями является важным фактором, обуславливающим глубину познавательного интереса дошкольников. Педагоги-экспериментаторы подчеркивают, что в процессе экспериментальной работы они уделяют большое внимание общению взрослых и детей, а также выдвигают на первый план работу с семьей, которая является важнейшим первичным социализатором в жизни ребенка.
В контексте экспериментальной деятельности педагоги ДОУ транслируют опыт реализацииавторских программ и методических разработок, активно включая родителей в образовательный процесс. Данный опыт был апробирован педагогами-экспериментаторами в виде участия в научно-практических конференциях различного уровня, заседаниях методического объединения по направлениям работы ДОУ, семинарах и мастер-классах; опубликования научно-методических статей и представления общественности результатов экспериментальной работы.
Сборник имеет следующую структуру. В первом разделе представлена программа МАДОУ «Детский сад №337 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани по познавательно-речевому развитию дошкольников, а также концепция экспериментальной работы, в которой педагоги-экспериментаторы визуализировали реализуемые направления деятельности в виде образа дерева.
Второй раздел отражает опыт ДОУ по организации экспериментальной работы, направленный на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Очень важно, чтобы педагоги ДОУ были мотивированы на участие в экспериментальной деятельности. Поэтому, помимо разработки и апробации программы, направленной на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, педагогическим коллективом активно применяются методики, позволяющие оценить готовность к экспериментальной работе на протяжении всего периода эксперимента: методика К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой «Диагностика эмоционального выгорания»; методика А. А. Руковишникова «Определение психического выгорания»; опросник К. Томаса «Стратегии выхода из конфликта».
По мнению самих педагогов, статус экспериментальной площадки способствует их самоактуализации, активизирует творческую деятельность в коллективе и профессиональную рефлексию. Что касается непосредственно экспериментальной работы, педагогами ДОУ была проделана большая работа по диагностике познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с их возрастом. Особое внимание уделено нетрадиционным методам при коррекции нарушений речевой и неречевой психической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
В третьем разделе представлены современные технологии познавательно-речевого развития детей: мастер-классы по изготовлению поделок для развития мелкой моторики рук и воображения, а также по ознакомлению с приемами музыкально-игровой деятельности; дидактические игры; занятия бисероплетением, народные игры в современной интерпретации; занятия в форме театрализованной деятельности; применение метода сказкотерапии («Карусель сказок»); подвижные игры и упражнения.
Экспериментальная площадка заслуживает особого внимания. Педагог-экспериментатор всегда должен быть «в гуще жизни» и понимать необходимость консолидации усилий для достижения поставленных в экспериментальной программе целей, достигаемых только при взаимодействии в триаде «педагогическая наука – педагогические работники – родительская семья». Отметим, что образовательная среда, отвечающая современным методам организации и управления, создана усилиями всего коллектива, а постоянная рефлексия экспериментальной деятельности позволяет педагогическому коллективу эффективно скорректировать содержание реализуемых образовательных программ.
Кашуркина С.С., к.соц.н.
Лукишина Т.А., к.пед.н.
Отдел аналитических исследований и разработок
НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» 2019 г.
ПУБЛИКАЦИЯ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ «СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Полный текст статьи доступен на сайте журнала «Современное дошкольное образование» - https://sdo-journal.ru/journalnumbers/category/nomer6-2019.html и на сайте научной электронной библиотеки КиберЛенинка https://cyberleninka.ru/article/n/prestizh-professii-pedagog-doshkolnogo-obrazovaniya-otsenki-pedagogov-i-pozitsiya-roditeley
Развитие личностного потенциала дошкольников посредством использования проектно-исследовательской модели экологического воспитания
Одним из перспективных направлений работы педагогов ДОУ является организация экспериментальной деятельности как эффективного инструмента для решения различных педагогических проблем дошкольного образования и достижения планируемых результатов ФГОС. В числе личностных результатов освоения ребенком образовательной программы ФГОС ДО предусмотрено формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Поэтому выбор темы экспериментальной работы «Развитие личностного потенциала дошкольников посредством использования проектно-исследовательской модели экологического воспитания» актуален.
По своей сути проектно-исследовательская деятельность обладает высоким потенциалом, а применение педагогами ДОУ данной технологии в контексте представленной темы экспериментальной работы способствует повышению результативности воспитательного и образовательного процесса в детском саду. Активное участие педагогов в экспериментальной работе качественно повышает их профессиональную компетентность и обеспечивает дальнейшее развитие дошкольного образовательного учреждения. Очевидно, что в процессе экспериментальной работы у педагогов ДОУ должна совершенствоваться исследовательская культура, поскольку предоставление педагогами-экспериментаторами результатов труда научной педагогической общественности, профессиональным сообществам, родителям как равноправным партнерам образовательной деятельности требует от них владения специфическими научно-исследовательскими знаниями, умениями и навыками. Иными словами, у педагогов ДОУ происходит «переоценка ценностей» по отношению к своей работе с точки зрения ее программно-методического сопровождения в целом и, в частности, на этапах разработки и апробации эксперимента.
Предложенная педагогами-экспериментаторами проектно-исследовательская модель экологического воспитания позволяет сформировать основы личностной экологической культуры на этапе дошкольного детства посредством позитивного взаимодействия педагогов, детей и родителей с миром природы. Для этого в детском саду создано эколого-образовательное пространство, включающее ряд компонентов, среди которых следует выделить «взаимодействие с образовательными учреждениями» и «взаимодействие с родителями». Данные компоненты выступают в качестве индикаторов открытости развивающего эколого-образовательного пространства, определяющих новые координаты развития детского сада.
Подчеркнем, что экспериментальная работа предполагает дополнительную нагрузку для педагогов ДОУ, связанную с разработкой и апробацией авторских и иных программ дошкольного образования, а также методическим сопровождением экспериментальной деятельности. Так, для достижения заявленной цели экспериментальной работы – «качественное изменение уровня познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством использования проектно-исследовательской модели экологического воспитания» – педагоги-экспериментаторы применяли в своей деятельности международную программу «Эко-школы/Зеленый флаг», направленную на поддержку экологического образования и проведению ряда просветительских мероприятий; программу развивающего дошкольного образования «Тропинки», которая позволила коллективу педагогов ДОУ применить основные идеи развивающей педагогической системы в отношении реализации экологического направления образовательного процесса.
Очень важно, что педагоги МАДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани открыты для взаимодействия с родителями воспитанников, педагогами других дошкольных образовательных организаций, научными работниками экспериментальных площадок. Педагоги ДОУ, вовлеченные в экспериментальную деятельность, профессионально совершенствуются посредством практико-ориентированной и исследовательской деятельности, позитивно влияющей на их профессиональную идентификацию. Педагоги-экспериментаторы участвуют в конференциях различного уровня, где представляют результаты экспериментальной работы, а также делятся своим опытом на педагогических мероприятиях. Профессиональное совершенствование педагогов посредством участия в экспериментальной деятельности – важнейшее условие, обеспечивающее динамичное развитие дошкольной образовательной организации.
Сборник имеет следующую структуру. В первом разделе представлены технологии проектно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию дошкольников. К ним относится проект экологическая тропа «Удивительная коллекция»: станции «Муравейник», «Цветок познания», «Искусственный водоем». Особенностью метода проектов как педагогической технологии является самостоятельная деятельность детей, в процессе которой ребенок знакомится с окружающим миром, учится его познавать. Была проделана большая работа по вовлечению родителей в качестве участников в данных проектах (благоустройство участка детского сада, создание зон для экспериментирования и эмоциональной разгрузки, участие в экологических акциях и конкурсах). Можно утверждать, что педагогами ДОУ сделан большой шаг в развитии познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, развитии их социальных навыков и формировании открытости эколого-образовательного пространства ДОУ.
Во втором разделе представлены конспекты разработанных педагогических мероприятий, которые являются обязательными элементами систематического повышения педагогами своего профессионального труда и профессиональной рефлексии. МАДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани организует семинары-практикумы и иные открытые педагогические мероприятия для педагогов, создавая условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов из других дошкольных образовательных организаций. Отдельно следует отметить, что педагоги ДОУ применяют в своей экспериментальной работе квест-технологии, направленные на самостоятельное обследование детьми окружающего мира. К ним относятся квест-игры «В лаборатории у профессора Чудакова» и «Путешествие к радуге», которые положительно влияют на развитие умственной активности и творческой самостоятельности детей.
Таким образом, в детском саду сформировано эколого-образовательное пространство, направленное на преобразование его макро- и микро-среды, а также на приобретение воспитанниками уникального культурного опыта. Основными слагаемыми успешного достижения поставленных в ходе экспериментальной работы задач являются использование проектно-исследовательской модели экологического воспитания и активизация направленного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности в системе «педагоги–дети–родители–среда–пространство».
Кашуркина С.С., к.соц.н.
Лукишина Т.А., к.пед.н.
Отдел аналитических исследований и разработок
НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» 2019 г.
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями ближайшего социума как пропедевтика профориентации
В современном дошкольном образовании, выступающем самостоятельным уровнем общего образования, экспериментальная работа является перспективным ресурсом в контексте глубокого осмысления педагогами ДОУ своей профессиональной деятельности. Качественные изменения в сфере дошкольного образования предъявляют более высокие требования к компетентности педагогического коллектива ДОО, что приводит к повышению конкурентоспособности детских садов. Поэтому успешность профессиональной жизни педагога определяется, в частности, способностью адаптации к изменениям и личностному профессиональному росту, выражающемуся в профессиональном самосовершенствовании (обретению новых знаний, навыков и компетенций).
Профессиональный рост педагога является одной из приоритетных задач современного дошкольного образовательного учреждения, которая реализуется в различных направлениях: –профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогов в организациях, реализующих программы дополнительного профессионального образования; – повышение профессиональных компетенций внутри ДОО; – профессиональное самосовершенствование.
Отметим, что педагогическая деятельность требует постоянного поиска методов, форм и средств организации воспитательного и образовательного процесса в ДОО. Более того, эффективность педагогической деятельности возможна не только при постоянном профессиональном взаимодействии педагогов ДОУ друг с другом, но и с детьми и их родителями. Экспериментальная деятельность открывает возможности для профессионального роста всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Результатом данной работы является не только положительная оценка ДОУ воспитанниками детских садов и их родителей, но и внедрение авторских программ, обобщение опыта экспериментальных исследований в публикациях, проведение различного уровня открытых мероприятий и др.
Очень важно, что педагоги МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 88» понимают сущность экспериментальной работы и принимают ее. Четкое понимание цели, задач, содержания экспериментальной деятельности, а также внутренняя мотивация педагогов, в конечном счете, повышают качество образовательного процесса в ДОО, а также укрепляет взаимодействие детского сада с семьями, что, безусловно, благоприятно отражается на развитии детей.
Выбор темы экспериментальной работы данной площадки «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями ближайшего социума как пропедевтика профориентации» не случаен. В дошкольном возрасте закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Формирование у детей представлений о профессиональной деятельности взрослых является традиционной составляющей дошкольного воспитания. Активное использование педагогами современных образовательных технологий, а также специально созданной образовательно-воспитательной среды повышает уровень социально-коммуникативного развития дошкольников. Пропедевтическая работа с дошкольниками по профориентации проводится через ознакомление с профессиями ближайшего социального окружения. Не исключая прагматических и личностных аспектов будущего профессионального самоопределения дошкольников, экспериментальная деятельность предусматривает акцентирование на социально-значимом характере труда; уважении к труду; воспитании гордости за профессию родителей. Данное направление работы особенно актуально в условиях продолжающейся трансформации социально-профессиональной структуры российского общества.
Сборник имеет следующую структуру. Первая часть посвящена вопросам развития образовательной среды в режиме работы экспериментальной площадки ФИРО и включает статьи, в которых обобщается опыт организации экспериментальной деятельности в ДОУ. Здесь представлена авторская программа стажировочной площадки по теме «Организационно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности педагогов ДОО». Стажировочная площадка на базе МАДОУ № 88 Кировского района г. Казани выступает в качестве экспериментального полигона, где созданы условия для диссеминации передового педагогического опыта, апробации авторских программ, проектов, направленных на развитие профессионального мастерства педагогических работников. Отметим, что данная форма педагогической деятельности обеспечивает освоение концептуальной модели компетенций педагога (информационной, коммуникативной, правовой), а также ее распространение в массовой практике и полностью отвечает современным запросам дошкольного образования.
Особенностью стажировочной площадки в рамках сетевой экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС при Президенте Российской Федерации является то, что она представляет собой конкретный организационный проект, создающий условия для развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. К таковым относятся: умение анализировать опыт организации экспериментальной деятельности, воспроизводить его и выявлять профессиональные дефициты в организационно-методическом сопровождении экспериментальной работы педагогов ДОУ. Подчеркнем, что понимание педагогами ДОУ значимости анализа опыта по реализации эксперимента в ДОО бесценно, поскольку такой анализ необходим для корректировки собственной профессиональной деятельности с целью улучшения качества работы.
Во второй части сборника представлены образовательные и практико-ориентированные проекты по ознакомлению детей с разными профессиями: кондитера, фермера, почтальона, маляра, водителя, врача, медсестры, музыканта, воспитателя, библиотекаря и др. Особое внимание уделено формированию ценностного отношения детей к физическому и умственному труду.
Очевидно, что метод проектов, к которому активно обращаются педагоги, является одним из самых эффективных инструментов, объединяющих усилия педагогов и родителей в воспитании и обучении детей. Применение данного метода развивает творческое мышление у детей дошкольного возраста, формирует навыки сотрудничества, тем самым пробуждая у них интерес к исследовательской деятельности, встроенной в повседневную жизнь людей.
Данный сборник – это определенный этап экспериментальной деятельности педагогического коллектива МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 88». Для детского сада важен положительный эффект авторских программ и проектов, направленных, прежде всего, на формирование личности ребенка, открытой к общению и способной в будущем к преодолению трудностей, конструктивному взаимодействию, преобразованию окружающего социума.
Кашуркина С.С., к.соц.н.
Лукишина Т.А., к.пед.н.
Отдел аналитических исследований и разработок
НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» 2019 г.
Создание модели открытого развивающего образовательно-оздоровительного пространства в дошкольном образовательном учреждении
Дошкольное образовательное учреждение является первым в жизни ребенка формальным социальным институтом. Здесь у дошкольника формируются базовые навыки (культурно-гигиенические, познавательные, коммуникативные, социальные и др.), которые составляют социальную компетентность ребенка и способствуют дальнейшей эффективной позитивной социализации его личности. Умение взаимодействовать с педагогами, родителями, другими людьми и сверстниками является важным показателем развития социального интеллекта дошкольника, который выступает необходимым элементом, определяющим жизненные траектории ребенка.
В качестве платформы, где аккумулируется и приобретается социальный опыт, выступает открытое развивающее образовательно-оздоровительное пространство дошкольного учреждения, формирование которого является ведущим направлением деятельности МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 397» Ново-Савиновского района г. Казани. Тема экспериментальной работы «Создание модели открытого развивающего образовательно-оздоровительного пространства МАДОУ «Детский сад № 397» является актуальной в связи с возникновением новых социальных целей дошкольного образования, которые включают применение индивидуальных образовательных маршрутов для социально-личностного развития ребенка и активное сотрудничество детского сада с родителями.
Педагоги ДОУ идут в ногу со временем и понимают, что экспериментальная деятельность позволяет апробировать и отрабатывать различные педагогические технологии в работе с детьми, а также мотивирует их на дальнейшее повышение профессионального уровня.
Понятие «образовательное пространство ДОУ» имеет различные интерпретации, однако неизменно одно: это место, где происходит развитие ребенка, и открытое образовательное пространство способствует интеграции образовательного учреждения и социума.
Педагогический коллектив, реализующий экспериментальную программу, определяет открытое развивающее образовательно-оздоровительное пространство своего детского сада так: – гармоничный процесс обновления личности участников образовательных отношений (детей дошкольного возраста, педагогов, родителей и законных представителей); – изменения в характере отношений участников образовательной деятельности; – эффективность и доступность в получении знаний через индивидуализацию образовательного маршрута.
Таким образом, развивающее образовательно-оздоровительное пространство – это предоставление возможности каждому ребенку приобретения важных качеств личности и благоприятных условий для партнерской деятельности детей и взрослых.
Экспериментальная работа осуществляется на базе утвержденной основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 397», комплексных и парциальных программ дошкольного образования, на основе практического опыта педагогов ДОУ.
К основным направлениям, реализуемым в рамках данного дошкольного образовательного учреждения, относятся: – социально-личностное развитие детей; – квалифицированная коррекция нарушений речевого развития; – художественно-эстетическое развитие детей; – физическое развитие детей.
Данные направления реализуются в детском саду на основе идей итальянского педагога М. Монтессори и австрийского педагога Р. Штайнера. Педагогическая деятельность базируется на следующих элементах: свобода в выборе деятельности, мотивация внутренней деятельности ребенка, использование педагогами ДОУ принципа эвритмии, а также принципа физической активности.
Подчеркнем, что родители имеют возможность самостоятельно выбрать педагогическую систему воспитания ребенка. Возможность такого важного для семьи выбора осуществляется за счет доступности, вариативности реализуемых педагогических технологий, открытости ДОУ, личного участия родителей в образовательном процессе, определения индивидуального маршрута развития ребенка.
Данное условие является, на наш взгляд, определяющим в выстраивании взаимоотношений в триаде «детский сад – ребенок – родители», поскольку очень важно, чтобы ребенок, находясь вне дома, чувствовал связь со своими близкими людьми. Одним из достоинств экспериментальной работы педагогов ДОУ по воспитанию социально активной личности ребенка является организация семейного клуба «Семейный оберег» и детско-родительского клуба «Радость общения»; при этом совместная деятельность родителей и детей стимулирует всестороннее развитие не только ребенка, но и взрослого.
Сборник имеет следующую структуру. В первом разделе представлены содержательные основы экспериментальной работы педагогов ДОУ: методические рекомендации по индивидуализации образования детей, включая технологическую карту работы старшего воспитателя, карту индивидуального образовательного маршрута для воспитанников, методы индивидуализации обучения, идеи индивидуализации образовательного пространства и др.
Педагоги-экспериментаторы особое внимание уделяют формированию социальных качеств своих воспитанников. Ребенок в различных предложенных педагогами ДОУ проблемных ситуациях учится самостоятельно делать выбор и таким образом познает себя. Подчеркнем, что одно из важнейших условий реализации программы экспериментальной работы – это способность педагога ДОУ понимать детей и учитывать их индивидуальные особенности, быть уверенным в получении положительного результата, размышлять и анализировать. Все вышеперечисленное открывает для педагогов ДОУ «новые горизонты» для собственных творческих возможностей.
Очевидно, что участие в экспериментальной работе требует от педагога непрерывного профессионального самосовершенствования, овладения новыми профессиональными компетенциями; приобретения, преобразования, применения и приращения знаний, умений и навыков «широкого спектра». Это объективно обусловливает необходимость трансфера педагогического опыта в исследовательскую плоскость в формате участия в проблемных тренингах, семинарах, конференциях и публикациях результатов экспериментальной деятельности, который успешно реализуют педагоги-экспериментаторы.
Во втором разделе представлены педагогические сценарии реализации модели открытого развивающего образовательно-оздоровительного пространства: различные игры, конспекты занятий, конкурсы.
Известно, что Республика Татарстан как полиэтнический регион реализует особую языковую модель, и основными языками являются русский и татарский. Республика Татарстан накопила огромный опыт в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку, формируя положительные языковые установки населения на сохранение и развитие национального языка. Педагоги ДОУ активно транслируют опыт организации процесса изучения воспитанниками татарского языка, который важен не только для формирования первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком, но и для сохранения и популяризации татарской культуры. Примером является представленная в сборнике сказка на татарском языке «Әкият, кил безгә!».
Бесспорно то, что главным субъектом в открытом образовательном пространстве ДОУ является ребенок, и основная задача экспериментальной площадки – укрепить творческое взаимодействие между ребенком и педагогами ДОУ успешно решается, способствуя гармоничному развитию личности «маленького человека».
Представленный сборник является достойным примером командной работы авторского коллектива МАДОУ «Детский сад № 397», диссеминации ценного педагогического опыта в муниципальной системе образования.
Кашуркина С.С., к.соц.н.
Лукишина Т.А., к.пед.н.
Отдел аналитических исследований и разработок
НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» 2019 г.
Потенциал традиционной культуры и образовательного пространства в патриотическом воспитании детей и молодежи: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (февраль 2018 года)
Сборник содержит научные и научно-практические статьи ученых, педагогов, психологов, социологов, специалистов, исследователей в области традиционной культуры, патриотического воспитания детей и молодежи. В сборник также вошли педагогические очерки, посвященные актуальным задачам воспитания подрастающего поколения.
Социокультурное моделирование систем патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан: опыт НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»: монография (Некрасов А.Ю., Кашуркина С.С., Лукишина Т.А.)
Монография посвящена проблеме патриотизма. В ней представлен опыт НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» по патриотическому воспитанию молодежи; приведены результаты эмпирического исследования, проведенного лабораторией моделирования региональных систем патриотического воспитания ЦСГО.
Образование и личность: разнообразие зон развития. К 120-летию Л.С. Выготского: сборник материалов Международной научно-практической конференции (октябрь – декабрь 2016 года)
Сборник содержит научные статьи отечественных и зарубежных ученых, а также научно-методические материалы практических специалистов, решающих актуальные задачи современного образования внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества. Материалы публикуются в авторской редакции.
Рабочая тетрадь «Технология оформления результатов педагогической деятельности в виде научно-практической и научно-методической статьи»
В образовательном пространстве современного российского общества культура представления результатов инновационной, экспериментальной, учебно-методической деятельности является важным индикатором профессионального роста педагога.
Рабочая тетрадь «Технология оформления результатов педагогической деятельности в виде научно-практической и научно-методической статьи» разработана в помощь педагогам для совершенствования профессиональной компетентности в целом и, в частности, научно-исследовательской компетентности.